Обучающимся

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Медицинская биохимия, семестр 08 Введение в судебно-медицинскую экспертизу

     Медбиох.(11) семестр 08 Введение в судебно-медицинскую экспертизу
 
     Процесс преподавания строится таким образом:
 
" На лекционном курсе студентам показывают состояние различных разделов судебной медицины, развитие специальных методов исследования для раскрытия различных преступлений, предупреждения травматизма, скоропостижной смерти. Большинство лекций продублировано видеофильмами, методическими разработками для самостоятельного более углубленного изучения студентами заинтересовавших их вопросов. Тексты лекций отредактированы и распечатаны для проработки во время подготовки к семинарским и практическим занятиям.
 
" Семинарские и практические занятия построены так, чтобы предоставить студентам наибольшие возможности для самостоятельной работы. Студенты работают с муляжами и макропрепаратами, описывая характерные повреждения внутренних органов и кожных покровов, решают ситуационные задачи, проводят разбор сложных практических случаев. При этом выполняется основная цель обучения - овладение необходимыми практическими навыками, необходимыми в работе врача-специалиста в области судебной медицины и любого практикующего врача. Практические занятия имеют методические указания по актуальным вопросам судебной медицины, набор ситуационных задач с типовыми образцами-выводами, проиллюстрированы видеофильмами и фотоальбомами с методическими указаниями по каждой теме.
 
" Самоподготовка студентов обеспечивается на кафедре соответствующими методическими указаниями по тематике занятий, ситуационными задачами и набором макропрепаратов и муляжей по различным темам практических занятий. Проведение подготовки в неурочное время обеспечивается дежурным преподавателем кафедры.
 
" Усвоение материала лекционного курса, практических занятий, самоподготовки контролируется на основании тестирования (банк тестовых заданий по всем темам лекций и практических занятий), решения ситуационных задач с составлением выводов и диагнозов, самостоятельного оформления типовых судебно-медицинских документов (Заключение эксперта по экспертизе трупа, освидетельствования потерпевших, Протокол осмотра трупа на месте обнаружения). Методические указания по решению ситуационных задач, составлению типовых судебно-медицинских документов позволяют при соответствующей подготовке успешно справляться с самостоятельным заданием.
 
" На разные темы судебной медицины предусмотрена самостоятельная проработка специальной литературы и наиболее интересных публикаций в периодической судебно-медицинской печати с оформлением рефератов и сообщений на практических занятиях.
 
     В процессе прослушивания лекционного курса, практических занятий студент получает знания и навыки для оказания практической помощи следователю при осмотре трупа на месте происшествия, имеет представления о технике исследования трупа, освидетельствования живых лиц с описанием повреждений, умеет описывать повреждения на одежде с исследование вещественных доказательств биологического происхождения, умеет составлять диагноз и выводы на основании полученных данных, знает технологию проведения экспертной оценки неблагоприятных исходов в медицинской практике, проступков и профессиональных преступлений медицинских работников.
 
     Оценка качества знаний обучающихся на кафедре судебной медицины и максимальная объективизация является одним из основных вопросов научной организации педагогического процесса в высшей медицинской школе. Количественное измерение качества знаний позволяет определить, насколько результаты познавательной деятельности, промежуточные или конечные, соответствуют целям обучения, какие решения следует принимать педагогу для достижения цели. Отсутствие инструмента, позволяющего измерить степень целесообразности применения нового приема или метода обучения, доступность учебного содержания, эффективность новых обучающих технологий не позволяет оценить достигнутый уровень усвоения, дать обоснование выбранной линии обучения.
 
     Оценка знаний на кафедре судебной медицины по балльной системе методом традиционного устного опроса зачастую не позволяет получить объективную информацию о качестве подготовки будущего специалиста. Современная педагогика высшей школы позволяет выработать приемы для применения научно обоснованных методов управления обучением. По общепринятым критериям качество процесса обучения обеспечивается через управления познавательной деятельностью обучающихся. Объективной оценкой качества формируемых знаний является качество формируемой умственной деятельности. Контроль и коррекция хода результатов обучения осуществляется преподавателем, который должен иметь достоверную информацию о ходе и результатах процесса усвоения знаний. Аналогичная информация может быть получена при наблюдении за выполнением специальных заданий-тестов и анализе результатов тестирования. Средством для составления таких заданий может быть тестовая методика оценки знаний, которая предполагает составленное педагогически корректных заданий и эталонов к ним. При этом эталоны должны обеспечивать объективность оценки качества усвоения учебного материала и быстроту коррекции, познавательной деятельности обучающихся по судебной медицине.
 
     В течение длительного времени нами осуществляется совершенствование качества подготовки специалиста-медика, которое развивается в следующих направлениях:
 
" Совершенствование содержания подготовки специалиста;
 
" Совершенствование форм и методов подготовки специалиста;
 
" Организация учебного процесса в соответствие с закономерностями процесса усвоения, контроля и общими закономерностями познавательной деятельности обучающихся.
 
     Применение программированного тестового контроля в письменной форме позволяет объективно оценить качество усвоения знаний. Нами получены достоверные различия, которые позволяют характеризовать процесс и качество усвоения в группах до применения тестового контроля и после его введения. Использование тестовых заданий позволяет снять проблему субъективизма, предвзятого отношения преподавателя к обучающимся, оказывает существенной влияние на эффективность качества усвоения знаний, как в неаудиторное (самоподготовка, самоконтроль, самокоррекция), так и в аудиторное время. Объективный тестовый контроль дает возможность преподавателю проводить дидактический эксперимент в сравнении с традиционной проверкой знаний, что представляет существенное значение для организации педагогического процесса в преподавании судебной медицины. При этом возникает возможность не только качественной, но и количественной оценки педагогического процесса.
 
     Преподавание судебной медицины на последних курсах медицинских ВУЗов предполагает формирование межпредметных связей в процессе проведения большинства практических занятий. Не касаясь особенностей изучения морфологических особенностей различных патологических состояний, изучаемых на клинических дисциплинах, остановлюсь на изучении деонтологии, как одной из общих проблем теории и практики здравоохранения.
 
     Деонтология - раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Этот термин был введен английским философом Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом. В медицине под деонтологией понимают учение об юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному.
 
     Ознакомление с предметом судебная медицина, с процессуальными особенностями работы судебного медика дает представление для студентов с высокой ответственностью судебных медиков и со значительными правами, данными им в законодательстве. Изучение судебной медицины во многом опирается на юридические знания, получаемые студентами на ранних курсах. Юридические правила взаимоотношения врача-специалиста и других участников судебного процесса позволяют с иной точки зрения взглянуть на предмет судебной медицины. То, что дается на лекционном курсе, закрепляется на практических занятиях в танатологическом отделении, разборе случаев освидетельствования живых лиц.
 
     При исследовании трупов, погибших в стационарах, решается вопрос о адекватности медицинской помощи, допущенных ошибках при проведении медицинских манипуляций, своевременности диагностики и лечебных процедур, полноты лечения. В процессе проведения практических занятий студентам на практических примерах показывают последствия нарушений правил поведения медицинского персонала по отношению к больному, нарушения деонтологических принципов.
 
  Особенности профессиональных и моральных обязанностей медицинского работника раскрываются при чтении лекций и проведении занятий "Должностные и профессиональные правонарушения медицинских работников". Большой пласт практического материала, основанный на материалах уголовных и гражданских дел, позволяет иллюстративно раскрыть названную тему с деонтологических позиций с акцентом на правила поведения медицинских работников по отношению к больному и своим товарищам по работе.
 
     Изучение данных вопросов с разбором практических задач позволяет увлечь студентов в живую дискуссию о насущных проблемах медицинской практики, особенностях взаимоотношений в коллективах, между врачом и пациентом и к чему приводят нарушения деонтологических принципов в практической деятельности.
 
     Таким образом, благодаря полиморфности педагогических методик и разносторонней информационной насыщенности значительно повышается уровень подготовки и самодисциплина слушателей на цикле "Судебная медицина", а также объективизируется контроль за степенью усвояемости.
 

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . .. . .. .... .... .... .... .... .... .... .... .

 

 
Раздел кафедры обновлен 03.06.2024